Внесены изменения в статью 16 Закона РФ «О защите прав потребителей»
Федеральным законом от 1 мая 2022г. № 135-ФЗ внесены изменения в статью 16 Закона РФ «О защите прав потребителей», которые вступят в силу с 1 сентября 2022г.
Теперь наряду с общим запретом на включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, а также запретом навязывать потребителю дополнительные товары (работы, услуги) в статье сформулирован конкретный перечень наиболее типичных недопустимых договорных условий.
Всего в законе в качестве недопустимых названы 14 наиболее типичных условий, ущемляющих права потребителей. Однако данный перечень не является закрытым: ничтожными признаются и любые другие условия, нарушающие правила, установленные международными договорами Российской Федерации, настоящим Законом, законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей.
В перечень недопустимых условий, например, вошел пункт о праве на одностороннее изменение условий договора или на отказ от его исполнения, который часто встречается в договорах с кредитными организациями или в договорах об оказании услуг связи. Недопустимым также объявлено условия, которые устанавливают обязательный досудебный порядок рассмотрения споров (если такой порядок прямо не предусмотрен специальным законодательством).
Недопустимо ограничивать потребителя в средствах и способах защиты нарушенных прав. Этому положению противоречит, в частности, включение в условия пользования подарочными картами пункта о том, что «подарочные карты возврату не подлежат».
В случае предъявления потребителем требования об исключении из договора недопустимых условий контрагент будет обязан рассмотреть его в течение 10 дней. В такой же срок должно быть выполнено требование потребителя о возмещении убытков, причиненных включением в договор подобных условий.
Закон также запрещает продавцам (исполнителям, владельцам агрегаторов) отказывать в заключении, исполнении, изменении или расторжении договора в связи с отказом потребителя предоставить свои персональные данные, за исключением случаев, когда такие данные должны быть предоставлены в соответствии с законодательством или необходимы для исполнения договора. Эта норма призвана ограничить практику сбора избыточного объема персональных данных потребителей.
Принятые изменения позволят заметно снизить количество злоупотреблений со стороны недобросовестных хозяйствующих субъектов и станут действенной мерой в деле искоренения распространенных несправедливых практик в правоотношениях с участием потребителей.