Пожарные инспекторы в России готовятся работать в режиме «тайного покупателя»
В аппарате Уполномоченного при Президенте России по защите прав предпринимателей прошел вебинар с представителями МЧС – первый из серии обсуждений практики нового федерального закона № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», который вступил в силу 1 июля. Выяснилось, что пожарные инспекторы намерены активно внедрять в практику «бесконтактное» взаимодействие с проверяемыми. Правда, у экспертов на этот счет есть серьезные сомнения.
«Новый закон потенциально очень благотворен для бизнеса, – отмечал ранее Уполномоченный при Президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов. – Но, как это обычно бывает в России, гладко было на бумаге. Закон в известной степени рамочный, и многое будет зависеть от подзаконных актов, которые разрабатываются в его развитие».
По информации Минэкономразвития, 68 из 70 ведомственных положений о видах контроля, которые должны приниматься в развитие рамочного закона, уже утверждены и опубликованы во всеобщем доступе.
Первым в серии прошел вебинар Уполномоченного с МЧС России, которое отвечает за государственный пожарный надзор.
Начальник отдела организации профилактической работы, надзорных мероприятий и регулирования пожарной безопасности на АЭС МЧС Денис Зобков напомнил, что МЧС одним из первым в стране перешло на риск-ориентированный подход к контрольно-надзорной деятельности и призвал подконтрольных лиц активнее оценивать отнесение себя к той или иной категории риска. Сделать это можно при помощи так называемого «калькулятора», который опубликован на сайте министерства. При обнаружении явного несоответствия предприниматель может подать ходатайство о пересмотре своей категории.
Среди индикаторов риска, которые также вступили в силу 1 июля, Зобков особо выделил косвенный индикатор: привлечение к административной ответственности независимого эксперта по оценке пожарного риска за выдачу заведомо ложного заключения. Если нарушение порядка оценки таким экспертом будет выявлено за последние три года, это будет грозить его клиентам внеплановыми проверками и возможным пересмотром категории риска в сторону повышенной опасности.
Закон о госконтроле – рамочный, и каждое ведомство конкретизирует его по-своему. В случае с МЧС надзорные мероприятия, помимо выездных проверок, пополнились инспекционным визитом и рейдовым осмотром. «Это так называемые «классические» виды пожарного надзора, – отметил Денис Зобков. – К ним мы добавили выборочный контроль продукции на предмет соответствия требованиям технических регламентов, а также документарную проверку (последняя проводится камерально, без выхода на объект)».
Но особое внимание участников вебинара привлекло мероприятие под названием «выездное обследование». «В законе №248-ФЗ говорится о том, что мероприятия без взаимодействия с контролируемыми лицами могут не указываться и не определяться в положении о виде контроля, – отметил Денис Зобков. – Соответственно, выездное обследование проводится без уведомления как подконтрольного лица и согласования с прокуратурой, но по его результатам не будут составляться акты, не будут выдаваться предписания. А вот в случае выявления нарушений будет инициироваться уже мероприятие с взаимодействием».
«Например, есть информация, что в магазине продаются недопустимые с точки пожарной безопасности товары, или захламлены эвакуационные пути и выходы, – пояснил представитель МЧС. – Наш сотрудник пришел, посмотрел, а потом, если повод действительно существует, запросил внеплановое контрольное мероприятие, например, инспекционный визит, согласованный с прокуратурой».
«А где граница между выездным обследованием и инспекционным визитом? – поинтересовалась заместитель руководителя юридической службы аппарата Уполномоченного Наталья Рябова. – Порядок проведения такого обследования должен быть четко определен – на что ориентироваться при оценке законности действий. Все мы прекрасно понимаем, что когда в магазине появляется человек в форме МЧС, уровень тревоги резко повышается, и с обеих сторон начинают появляться неожиданные инициативы и особое понимание пределов этого мероприятия».
Навести ясность попытался директор Департамента государственной политики в сфере лицензирования, контрольно-надзорной деятельности, аккредитации и саморегулирования Минэкономразвития Александр Вдовин. «В законе №248-ФЗ напрямую записано, что мероприятие, которое не вносится в реестр, проходит именно без взаимодействия, – подчеркнул он. – То есть инспектор может пройтись по торговому залу магазина, может обойти здание снаружи, но как только он потребует пропустить его в подсобку или предъявить план помещения, с этого момента начинается превышение полномочий. Любой контакт с контролируемым лицом в этом случае запрещен».
«Даже если мероприятие без уведомления проверяемого, его надо вносить в реестр, – считает общественный омбудсмен по вопросам защиты прав предпринимателей на специальных налоговых режимах, сопредседатель комиссии по регуляторной гильотине по тематике «Пожарная безопасность, гражданская оборона и чрезвычайные ситуации» Марина Блудян. – Это и есть критерий. Как только вы начинаете вести опрос служащих, запрашивать документы, но проверки нет в реестре и она не согласована с прокуратурой – это становится незаконным, и результаты мероприятия нельзя использовать в дальнейшем. Впрочем, в этом случае офицер даже не будет выходить в форме на такое обследование, потому что никакого смысла в этом не будет».
Отдельно участники вебинара коснулись порядка вынесения такой санкции по итогам контроля, как предупреждение. «В п.1 ст. 49 закона №248-ФЗ четко сказано, что если вреда жизни и здоровью людей нет, выноситься должно именно предупреждение, – напомнила Блудян. – Даже если нарушение и зафиксировано». По словам омбудсмена, соответствующая норма может быть внесена в новую версию Кодекса об административных правонарушениях, который, по планам, должен вступить в силу 1 января 2022 года.
«Новый закон направлен на то, чтобы предотвращение нарушений превалировало над наказанием, – резюмировал Александр Вдовин. – Профилактика уже стала важной и неотъемлемой частью контроля. «Палочная система» оценки, основанная на количестве проведенных проверок и взысканных штрафов, должна уйти в прошлое. Деятельность контролера будет оцениваться в зависимости от уровня защиты охраняемых ценностей, минимизации ущерба в сфере общественных отношений».