По поручению Путина институт бизнес-омбудсмена вместе с Генеральной прокуратурой займется отслеживанием практики применения нового закона о госконтроле
Президент России Владимир Путин поддержал инициативу Уполномоченного при Президенте по защите прав предпринимателей Бориса Титова по организации совместного с Генеральной прокуратурой Российской Федерации мониторинга реализации федерального закона № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле (надзоре) в Российской Федерации». Об этом стало известно по итогам представления ежегодного доклада Уполномоченного Президенту России.
«Новый закон о госконтроле очень благоприятен для бизнеса, – подчеркнул Титов. – В нем делается акцент на профилактике нарушений в противовес наказанию, на применении риск-ориентированных подходов, на недопущении необоснованного ограничения прав контролируемых лиц.
Однако очень много будет зависеть от того, как правильные установки станут применяться на деле. Поэтому крайне важно обеспечить во взаимодействии с контрольно-надзорными органами формирование правоприменительной практики, соответствующей не только букве, но и духу продекларированных в законе принципов. Будем совместно с прокуратурой оперативно реагировать на сообщения о нарушениях со стороны контролеров, о возможном неоднозначном толковании нового нормативного акта. Будем проводить разъяснительную работу и среди предпринимателей, а при необходимости – предлагать изменения как в закон, так и в подзаконные акты».
На минувшей неделе аппарат Уполномоченного уже провел консультации с МЧС, Роспотребнадзором, Рострудом и Ростехнадзором. Представители контрольных ведомств разъяснили подробности постановлений, которые регламентируют осуществляемые ими виды контроля. В ближайшие дни аналогичные мероприятия предстоят с Россельхознадзором, Рособрнадзором, Россздравнадзором, Ростуризмом, Минтрансом и Росреестром.
«Каждый из вебинаров раскрывает нам много интересных, я бы даже сказала, интригующих деталей, – отмечает координатор программы, общественный омбудсмен по защите интересов предпринимателей на спецрежимах, член подкомиссии по оценке фактического воздействия нормативных правовых актов при Правительственной комиссии по проведению административной реформы Марина Блудян. – По итогам обобщим услышанное, и при участии Минэкономразвития создадим памятку для предпринимателей, которая поможет им справиться с будущими проверками».
Впрочем, памятка, по словам Блудян, станет лишь стартом кампании по мониторингу, которая займет несколько месяцев. Она напомнила, что ФЗ № 248-ФЗ прямо указывает на возможность региональных уполномоченных по защите прав предпринимателей участвовать во всех контрольно-надзорных мероприятиях и призвала бизнесменов как можно активнее пользоваться этим правом.
В докладе Уполномоченного Президенту приводятся данные статистического опроса Федеральной службы охраны об административной среде в России. Согласно им, 85% предпринимателей считают, что, несмотря на мораторий на проверки и иные послабления в контрольно-надзорной сфере, административная нагрузка на их бизнес в 2020 году или увеличилась, или не изменилась. Более 50 % респондентов считают, что административная нагрузка на их бизнес не снизится в 2021 году, несмотря на вступление в силу «регуляторной гильотины», нового закона о контрольно-надзорной деятельности и дальнейшего моратория на проверки. Это говорит о накопившемся недоверии к действиям государства в данной сфере, отмечается в докладе Титова.
Констатируются в докладе и сохраняющиеся проблемы в отношениях бизнеса с контрольно-надзорными органами. «Суммы штрафов несоразмерны нарушениям, – пишет бизнес-омбудсмен. – Количество «предпринимательских» статей в КоАП об административных правонарушениях столь велико, что предприниматель не может контролировать все виды нарушений. Предприниматель не понимает, что от него требуют, часто узнает о требовании в момент получения штрафа. Требования не аккумулированы по отраслям, нет единого источника знаний о требованиях. Документы о требованиях не переведены на язык бизнеса. KPI надзорных ведомств не направлены на предотвращение инцидентов и безопасную среду».
Решению этих проблем, по словам Титова, и должна быть посвящен начавшийся мониторинг применения нового закона.
В перспективе Титов предлагает ввести новые принципы государственного контроля. В частности, сделать предупреждение безальтернативной санкцией для субъекта МСП, если нарушение выявлено впервые, и оно не привело к причинению вреда жизни и здоровью людей. Распространить предупреждения на нарушения в налоговой сфере (если действия не умышленны и допущены впервые). Разрешить накладывать штраф, только если административное производство открыто в ходе контрольно-надзорного мероприятия, проводимого по согласованию с прокуратурой. Снизить на 50 % размеры штрафов для МСП, ИП и самозанятых и установить дифференцированные суммы штрафов в процентах от выручки хозяйствующего субъекта за определенный период (по аналогии со штрафами за антимонопольные нарушения). Исключить одновременное административное наказание организации и ее должностного лица.
Наконец, предложено внедрить при поддержке государства систему финансового страхования субъектов предпринимательства от неправомерных действий (бездействия) контрольно-надзорных органов. Речь идет о добровольном страховании бизнеса при одновременном софинансировании взносов со стороны государства. В случае судебного подтверждения факта нарушения со стороны контрольного органа страховая компания должна будет выплатить предприятию компенсацию, а затем взыскивать понесенный ущерб с госоргана и его должностных лиц.