Отсутствие дохода у самозанятого не дает ему права оформиться как безработный и получать соответствующее пособие
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 27 февраля 2024 года № 327-О отказал в принятии к рассмотрению жалобы гражданину, которому выплата пособия по безработице с одновременным снятием с регистрационного учета в качестве безработного была прекращена в связи с тем, что при постановке на данный учет не были представлены достоверные сведения о его регистрации в качестве плательщика налога на профессиональный доход.
Гражданин в своей жалобе оспаривает конституционность ряда положений Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-I «О занятости населения в Российской Федерации». По его мнению, оспариваемые нормы не соответствуют статьям 7, 37 (часть 3) и 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации, поскольку не позволяют признавать в качестве безработного, имеющего право на пособие, гражданина, зарегистрированного в качестве плательщика налога на профессиональный доход, но не получающего доход от своей деятельности, что нарушает его конституционное право на защиту от безработицы и социальное обеспечение.
Конституционный Суд Российской Федерации, рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина установил, что оспариваемые законоположения Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» не могут расцениваться как нарушающие права заявителя, в том числе по нижеперечисленным основаниям.
Самостоятельная экономическая (профессиональная) деятельность, осуществляемая гражданином индивидуально на основе свободного выбора ее сферы, влечет для него определенные юридические последствия, обусловленные правовым статусом, характерным для субъекта того или иного вида общественно полезной деятельности. Такой правовой статус формируется федеральным законодателем посредством включения в него специального набора прав, обязанностей, государственных гарантий их реализации и мер ответственности, исходя из существа данной деятельности, ее целевой направленности и фактического положения лица в порождаемых этой деятельностью отношениях. Такая деятельность, направленная на получение прибыли от использования своих способностей, выполнения работ или оказания услуг, предпринимается на собственный риск, что в системе действующего правового регулирования не предполагает дополнения их правового статуса гарантиями социальной защиты от безработицы.