Минфин о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов
Минфин России в письме от 01 апреля 2024 года № 30-01-11/29226 пояснил свою позицию о нецелесообразности внесения изменений в законодательство Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники (ККТ), предусматривающих расширение перечня случаев освобождения от применения ККТ организаций и индивидуальных предпринимателей при осуществлении разовых сделок.
Ведомство сообщает, что в целях обеспечения интересов граждан и организаций, защиты прав потребителей, обеспечения установленного порядка осуществления расчетов, полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, в том числе в целях налогообложения и обеспечения установленного порядка оборота товаров, Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 54-ФЗ) определены правила применения ККТ при осуществлении расчетов в Российской Федерации.
При осуществлении расчета пользователь ККТ обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае представления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на представленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме - на адрес электронной почты), если иное не установлено Федеральным законом № 54-ФЗ (пункт 2 статьи 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ).
Под разовой сделкой понимается сделка, экономическая суть которой отличается от основной деятельности организации и которая осуществляется на разовой основе (пункт 9 статьи 105.7 НК РФ).
Таким образом, Федеральный закон № 54-ФЗ предусматривает обязательное применение контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов между организациями или индивидуальными предпринимателями и покупателями (клиентами) - физическими лицами за товары (работы, услуги), в том числе по разовой сделке.
Применение контрольно-кассовой техники и выдача (направление) покупателю кассового чека гарантируют, прежде всего, защиту прав потребителя, а также способствуют минимизации схем уклонения от налогообложения.
В этой связи расширение круга субъектов, имеющих право не применять ККТ при осуществлении расчетов по разовым сделкам, может привести к злоупотреблению таким правом как при соотнесении расчетных операций с дополнительным или основным видом деятельности, так и при периодичности совершения таких сделок, что, в свою очередь, скажется на исчислении и уплате налоговых платежей вследствие неполного учета выручки.
Кроме того, ведомство обращает внимание, что согласно пункту 1 статьи 1005 ГК РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. При этом по сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.
Таким образом, если агент совершает сделку с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, обязанность по применению ККТ и выдаче (направлению) кассового чека (бланка строгой отчетности) покупателю (клиенту) возникает у агента.